Заключение
Страница 3


Внутри страны среди ученых и отставных министров достаточно лиц, которые могли бы возглавить реформаторское движение. Это, например, теологи-реформаторы Мохсен Армин (председатель фракции "Фронт соучастия" в меджлисе) и Мохсен Кадивар (ведущий теоретик реформистского движения ислама, выступающий за отделение церкви от государства).

За пределами страны в первую очередь выделяют сына шаха. Но иранское общество вряд ли примет его в качестве лидера нации. Так же, впрочем, как и руководителей Организации моджахедов иранского народа (оппозиционная структура, покровительство которой оказывал Саддам Хусейн), на которых Америка делает ставку. У них руки в крови, рассчитывать им не на что. Скорее такого перспективного зарубежного лидера нужно искать среди родственников бывших иранских премьеров Базаргана и Мохаммеда Моссадыка (националистически настроенного реформатора, свергнутого ЦРУ и британской разведкой в 1953-м). В памяти населения оба остаются харизматическими фигурами, у обоих живы племянники, которые руководят различными оппозиционными группами.

Сохранить самобытную государственность хотя бы в урезанном виде, нужно чем-то пожертвовать. Даже бывший президент Рафсанджани сказал, что если ни Хатами, ни рахбар не могут наладить отношений с США, то следует провести референдум на тему, нужно ли восстанавливать связи с Америкой. А ведь Рафсанджани - один из силовых центров, он возглавляет Совет по целесообразности, а его Партия служителей созидания - это ядро высшей технократии.

При этом надо понимать, что жесткое давление может вызвать реакцию, обратную ожидаемой. Иранским лидерам нужны какие-то встречные шаги Америки. Им необходимо сохранить лицо. Это чистая психология, понять которую США как стране, силовые потенции которой никем не оспариваются, бывает трудно. Исламское руководство столько лет клеймило США, что идти сейчас на уступки под давлением Вашингтона было бы равнозначно полной утрате авторитета. Рахбар понимает: если уступкам не будет оправдания, его по конституции могут сместить как несправляющегося со своими обязанностями. Последствия движения навстречу Америке, таким образом, труднопредсказуемы без встречных шагов с ее стороны.

По опросу, проведенному Институтом по изучению общественного мнения (неважно, что его руководство было после этого распущено), 60% населения высказываются за установление связей с Америкой - это о многом говорит. Да, США до сих пор считаются врагом номер один. Но когда вы живете в тегеранской гостинице, не заметить, что большая часть ее постояльцев - американцы, просто невозможно. Они там работают, делают свои дела.

Исламский режим способствовал снижению зависимости финансового положения Ирана от продажи нефти. В 1990 доля нефти в доходах государства составляла 21%, в 1984 – 50%, в 1976 – 70%. Финансовое положение Ирана после 1993–1994 оказалось нестабильным, что было связано с падением цен на нефть, необходимостью обслуживания внешнего долга, полученного в виде займов в 1990–1992, неспособностью государства увеличить не связанный с нефтью экспорт, а также сокращением помощи от международных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Опыт французской революции
"Мы ненавидели преступления и любили правила Французской революции," -отмечал М. Ф. Орлов. И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы, а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители дек ...

Нарастание политических противоречий между Севером и Югом
Территориальную политику США за несколько десятилетий до Гражданской войны характеризуют несколько принятых компромиссных соглашений. Так, в 1820 г. был подписан так называемый Миссурийский компромисс между Севером и Югом. Он заключался в том, что на каждый принятый в Союз штат принимался один рабовладельче ...