Масонство как идеологическая система
Страница 1


Масонство как идеологическая система » Масонство как идеологическая система

Масонство было пришлым для России явлением. Масонство (в переводе с английского «вольный каменщик») – религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века – века крушения феодальных устоев - в Англии (точнее в Шотландии), распространилось в различных странах, в том числе и в России. Заявляя о том, что Бог является «Великим архитектором Вселенной», масоны объявляют себя «каменщиками», возводящими здание во славу Бога (начало масонства связывается с людьми, возводившими пирамиды). Отождествляя себя со средневековыми каменщиками, они так же трудятся над обработкой "дикого камня", стараясь придать ему правильные, совершенные формы. Только камень этот у них символический - душа человека со всеми присущими ей страстями. Так, совместными усилиями "братьев" всех стран по предначертанию Великого архитектора Вселенной работают масоны над сооружением своего символического Храма - Храма Духа, Храма Человечности. Символика масонов отражает эти строительные начала: циркуль, фартук, молоток и т.д.

Впоследствии масонство активно стало распространяться по Европе. Первая ложа в Париже была образована в 1732 году и сразу же была признана англичанами. Несколько раньше, в 1728 году ложи английского образца появились в Мадриде, в 1733 году - в Германии (Гамбург). В 1738 году масонство обосновалось в Пруссии. «За каких-нибудь два десятка лет масонство охватило Европу, как пламя сухой стог сена. На масонском съезде в Вильгельмсбаде в 1782 году вся Европа была разделена на масонские державы или провинции»[7].

«Масонство представляло собой весьма широкое и неоднородное по своему составу и характеру нравственно-религиозное течение, включавшее в себя различные «системы», разновидности и оттенки и пережившее длительную эволюцию от мирной, либеральной оппозиционности существующим порядкам, проповеди гуманности, равенства и взаимной помощи, с выраженными элементами рационализма и деизма до откровенно мистических и воинствующих реакционных направлений – розенкрейцерство, мартинизм и другие»[8].

Масонство создало своеобразные формы объединения людей - специальные организации, именовавшиеся ложами и орденами. Вступление в ложу облекалось в строгие и тайные церемонии, заимствованные из арсенала средневековых объединений ремесленных цехов. Тайные ложи масонов явились первыми организациями, объединявшими единомыслящих людей на началах признания идейной программы и строгого устава. Это обстоятельство объясняет причину особого интереса к масонству многих крупных культурных деятелей эпохи. Такие ордена и ложи подсказывали форму политических объединений.

В своем развитии масонство претерпело множество изменений и «к началу 70-х годов XVIII века разветвилось на множество систем. Это английская, шведско-берлинская, шведская, французская системы и розенкрейцерство»[9]. Организационная структура ордена определилась к середине XVIII века и предполагала постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена. Едва ли случайно, что масоны всегда берегли ее за тремя замками и за тремя ключами. В сущности говоря, символика и обрядность - это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим. Внутренняя природа этого явления была настолько сложна, что «разобраться в противоречиях масонства было трудно даже посвященному в тайны ордена»[10].

Несмотря на внешнюю близость некоторых масонских установок к прогрессивным гуманистическим идеалам века, в целом масонство было консервативным и объективно реакционным течением, противостоявшим передовым идеям века Просвещения и препятствовавшим их развитию и внедрению в общественное сознание. «Хотя в масонстве были различные направления, реакционно-мистические тенденции решительно преобладали в нем над либерально-гуманистическими. Масонство являлось одной из разновидностей феодальной идеологии, приспособленной к новым условиям и приобретшей новые черты в обстановке крайнего обострения социальных противоречий»[11]. Так как в нем сильно сказывались мистические и оккультные черты, то оно выступало прежде всего как реакция против самого передового мировоззрения XVIII столетия – французской материалистической философии, учения энциклопедистов и просветительства вообще, что по сути дела, означало поход против науки, передовых научных теорий, научного знания, рационалистического мышления, с целью подчинить разум вере и заменить науку религиозной мистикой. В основании масонства лежала широкая идеологическая программа, развивавшая христианское учение о всеобщем братстве людей, идеи гуманности и любви к людям, правила нравственного самоусовершенствования и морального перевоспитания испорченного социальными пороками человека. Путь к этому, как пишет А. Семека, масоны видели в «самостоятельном изучении природы и дав в руководители этому изучение Священного Писания. Глубокий самостоятельный анализ и искренняя вера противополагаются здесь скептицизму энциклопедистов»[12]. Просвещение же рассматривало человека как вместилище и источник разума, утверждало достоинство и величие человека.

Страницы: 1 2

Зарождение казачества
Вопрос о появлении казаков на исторической сцене России вызывает массу дискуссий среди ученых историков. До сих пор этот вопрос остается неразрешимым. Официальная русская историография считает, что население казачьих областей было образованно выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русс ...

Степени масонства
Коренными основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская. Число степеней в различных системах не одинаково, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, то есть обычно нечётное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике. Системы назывались в честь страны и государ ...