Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в.Страница 2
Реформатор сербского языка Вук Караджич уже в 1814-1818 г. издал первую сербскую грамматику и словарь. Он создал сербский литературный язык на базе герцеговинского диалекта, основываясь на сравнении и сопоставлении сербских говоров. Его принцип в грамматике - "пиши, как говоришь, а читай, как написано» существенно упростил овладение грамотой для широких масс. Сербский алфавит он базировал на кириллическом письме, несколько его видоизменив, с тем, чтобы каждому звуку соответствовала буква. У него были и серьезные противники, считавшие что отход от славяно-сербского языка свидетельствует об отходе от православных традиций, но победа осталась за Караджичем. Это новое правописание использовалось и сербами в княжестве Сербия, Воеводине, Боснии и Герцеговине, а также и черногорцами. На нем основан и современный литературный сербский язык.
В Хорватии, где существовало семь различных правописаний, за реформу языка взялись иллиры. Людевит Гай в 1830 г. выпустил «Краткую основу хорватско-славонского правописания», где за основу взял штокавский диалект, близкий к сербскому. Алфавит он создал на основе латиницы и ввел туда чешские надстрочные знаки.
Идея югославизма охватившая хорватских, словенских и сербских деятелей возрождения в 40-50-е гг. ХIХ века диктовала необходимость и языкового объединения. С этой целью в 1850 г. сербские и хорватские ученые подписали «Литературный договор» об общем литературном сербско-хорватском языке, различающемся только написанием - латиница и кириллица. Но, в последующие годы разница в понимании национальных задач и политическое соперничество хорватских и сербских политических кругов привело к критике самой возможности существования этого единого языка. В последующие десятилетия спор о языке был одной из составляющих национальных конфликтов сербов и хорватов.
Специфика становления и развития сербской культуры заключается в том, что ее центром до середины ХIХ века - была Австрийская империя, а точнее южная Венгрия, территория Воеводины. Именно здесь были сосредоточены культурно-просветительные учреждения сербов. Во второй половине XIX в. центром развития сербской науки и культуры становится Сербское княжество, этот процесс активизируется после получения Сербией независимости в 1878 г.
Уже в период Первого сербского восстания (1804-1813 ) в Белградском пашалыке - ядре будущего сербского государства были созданы первые органы просвещения и культуры. Это, прежде всего первая на территории Османской Турции сербская гимназия - Высшая школа в Белграде (1808-1813 ) и Министерство просвещения в составе правительства Карагеоргия - Правительствующем совете Сербском. Инициатива создания этих двух институтов образования и культуры принадлежала прибывшему в Сербию выдающемуся сербскому просветителю Досифею Обрадовичу (1739-1811 ) Крестьянский мальчик Дмитрий Обрадович родом из Баната, обучился грамоте в монастыре Хопово в Воеводине, где был послушником, а затем и монахом. Он принял постриг под именем Досифея, но неукротимая жажда знаний заставила его бежать из монастыря и искать возможности светского образования. Он слушал лекции во многих европейских университетах, проникся идеями рационализма и Просвещения, сам написал ряд антиклерикальных работ, восхваляющих силу человеческого разума. Узнав о начале сербского восстания, он прибыл в Белград, где и основал гимназию. Досифей Обрадович считается основоположником не только светского образования в Сербии, но одним из основателей сербской исторической и философской школы. Его автобиографическое сочинение «Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» считается началом сербской светской литературы периода Национального возрождения.
Учеником и последователем дела Обрадовича стал историк, филолог, фольклорист и писатель Вук Караджич (1787-1864 ) Сын крестьян-переселенцев из Герцеговины в Западную Сербию, Караджич с детства стремился к знаниям. Рано овладев грамотой, он в ходе первого сербского восстания служил писарем в штабе повстанцев и был секретарем Правительствуюшего Совета. Вука Караджича называют гениальным самоучкой, ибо он всего два года (1805-1807) учился в гимназии в г. Сремские Карловцы, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Он стал первым историографом событий сербских восстаний начала века, автором литературных портретов своих современников - Карагеоргия, Милоша Обреновича и других сербских воевод. Его исторические сочинения основаны как на блестящем знании источников, так и на личных впечатлениях. Деятельность Караджича по собиранию и публикации сербского эпоса, исторические труды и лингвистическая работа получили высокую оценку современных ему ученых в Европе и России и принесли ему всемирную известность. Большая часть жизни его прошла в Австрийской империи, где он тесно сотрудничал с известными чешскими, словацкими, хорватскими славистами. Он был награжден стипендией и орденами русского правительства, поддерживал связи с русскими учеными. Его произведения уже в 20-е гг. ХIХ в. были переведены на русский язык и послужили материалом для ряда стихотворений цикла А.С.Пушкина «Песни западных славян».
Обстановка в стране после поражения Московского
восстания
Поражение декабрьского восстания практически означало конец революции, хотя еще до июня 1907г. рабочее и крестьянское движения продолжались более интенсивно, чем в 1905г. Но правительство уже не делало уступок, а перешло в наступление, организовало ряд карательных экспедиций.
С января 1906 по 3 июня 1907г. ...
Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы», – писал выдающийся российский историк ...