Особенности внутренней политики Франции после Второй Мировой войны и в годы четвёртой республики. Временный режим 1944-1946гг
Страница 4


История » Франция как пример правового государства после Второй мировой войны » Особенности внутренней политики Франции после Второй Мировой войны и в годы четвёртой республики. Временный режим 1944-1946гг

13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в результате которого большинство избирателей одобрило этот проект. В декабре 1946 г. новая конституция официально вступила в силу[27].

Французская конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

По настоянию левых сил в конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность серьезных социально-экономических преобразований. В частности, указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает черты фактической монополии, должно стать коллективной собственностью. Согласно конституции Франция обязывалась избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз.

Высшим органам государственной власти по конституции 1946 г. являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание, избираемое всеобщим, прямым и равным голосованием, могло издавать законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог лишь отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание. Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент республики избирался парламентом, и все его акты нуждались в утверждении правительством[28].

Таким образом, в целом конституция 1946 г. носила буржуазно-демократический характер. Провозглашенные в ней свободы ничем не гарантировались и на деле нередко не соблюдались. Тем не менее, провозглашение этих прав создавало известную преграду для произвола властей и облегчало борьбу рабочего класса. Сохранение контроля выборного Национального собрания над президентом и правительством также создавало препятствия для злоупотреблений государственной властью.

Страницы: 1 2 3 4 

Ход военных действий
В июне-июле 1991 года Югославская народная армия (ЮНА) была задействована в короткой силовой акции против Словении, закончившейся провалом. После этого она была привлечена к боевым действиям против ополчения и полиции самопровозглашённого хорватского государства. Широкомасштабная война началась в августе. Ю ...

Кадровые реформы в правительстве
В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А.Н. Яковлев и А.И. Лукьянов. Факт ...