Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.
Страница 3


История » Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке » Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Была полностью восстановлена сеть музеев. Заново создавались разрушенные фашистами музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, музеи П.И.Чайковского в Клину и Н.А.Римского-Корсакова в Тихвине, дом-музей А.С.Пушкина в селе Михайловском, музей М.Ю.Лермонтова в Пятигорске, музеи И.С.Никитина и краеведческий в Воронеже, памятные места Н.В.Гоголя и Т.Г.Шевченко на Украине и др. Открылись новые музеи в Москве – музей М.И.Калинина, музей-усадьба художника А.М.Васнецова; в Ленинграде – музей истории Ленинграда и многие другие. В 1950 году в стране насчитывалось 937 музеев, которые посетило 27 млн. человек [98].

Развивалось книжное дело, увеличивались тиражи газет и журналов. В 1950 году в СССР выходили около 8 тыс. газет с годовым тиражом 7 млрд. экземпляров, 1 408 журналов с годовым тиражом 181 млн. экз. [99].

В конце четвертой пятилетки в СССР работало свыше 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств. Из них около 80 выпускали литературу на языках народов СССР. Миллионными тиражами печатались произведения русских и зарубежных классиков. В 1950 году тираж изданных книг составил 821 млн. экз. – почти в 2 раза больше, чем в 1940-м [100].

Серьезное внимание уделялось развитию радиовещания. Уже в 1946 году полностью было восстановлено и расширено на новой технической основе местное радиовещание. Оно велось в республиканских, краевых и областных центрах, а также в 300 городах и районах страны. В 1946-1947 годах вступили в строй новые радиостанции в Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Кишиневе, Львове и других городах. В 1950 году в СССР насчитывалось свыше 11 млн. радиоприемных точек [101].

Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950 году – уже около 15 тысяч [102]. После войны возобновили регулярные передачи телевизионных программ телецентров в Москве и Ленинграде. В 1951 году вступил в строй телецентр в Киеве, началось строительство телевизионных станций в Минске, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Вильнюсе, Риге, Таллине, Свердловске, Харькове и других городах. Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950-м году – уже около 15 тыс.

Была полностью восстановлена сеть театров и построены новые театральные здания: Новосибирский театр оперы и балета, театры в Калинине и Брянске; началось строительство драматических театров в Севастополе, Сталинграде, Нижнем Тагиле и оперных театров в Казани, Челябинске и других городах. Значительно расширилась киносеть. В 1950 году работало 42 тысячи киноустановок, в том числе более 32 тысяч в сельской местности [103].

Популярным видом искусства, вполне доступным массам, стал кинематограф, который в 1946-1950 годы занял особое место в культурной жизни советского общества. Предпочтение отдавалось историко-биографическим фильмам: «Пирогов» - режиссера Казанцева, «Академик Иван Павлов» - Рошаля, лентам о войне: «Падение Берлина», «Клятва», «Сталинградская битва». В эти годы вышли фильмы «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика». Каждый новый фильм был событием, люди смотрели их по нескольку раз [104].

Местом проведения досуга в городах стали кинотеатры, где шли "трофейные" и советские довоенные фильмы. Уставшие от войны люди от души радовались приключениям "Веселых ребят", пиратов, ковбоев, влюблялись под "Девушку моей мечты". Необычайно популярен был фильм "Тарзан" с Джонни Вайсмюллером в главной роли. По всей стране, в рощах и парках, подражая Тарзану, мальчишки с дикими воплями и криками пытались перемещаться по деревьям, нанося немалый ущерб природе и получая ушибы и увечья. Стены и подъезды были расписаны таинственными "знаками Зорро". Из отечественных фильмов первый ряд популярности занимает комедия «Кубанские казаки», побившая все рекорды в послевоенном кинопрокате [105]. Фильм рассказывал о жизни послевоенной деревни – радостной, веселой, полной изобилия. Ничего подобного в действительности, конечно, не было, за что впоследствии фильм подвергался резкой критике. Но критика не учитывала одного обстоятельства: у этого фильма-сказки была своя правда, передающая дух того времени: людям хотелось верить, что так и будет, и что будет много всего – чего захочешь, поэтому нарядные актеры, поющие песни, не выглядели в их глазах издевкой.

Во время войны и в первые послевоенные годы в библиотеках отмечался рост спроса на литературу приключенческого жанра, и даже сказки. С одной стороны, подобный интерес обьяснялся изменением возрастного состава работников, пользующихся библиотеками: за время войны на производство пришли подростки (на отдельных предприятиях они составляли от 50 до 70% занятых) [106]. После войны читательскую аудиторию библиотеки приключений пополнили молодые фронтовики, процесс интеллектуального роста которых прервала война и которые в силу этого после фронта вернулись к юношескому кругу чтения. Но есть и другая сторона этого вопроса: рост интереса к такого рода литературе и кинематографу был своеобразной реакцией отторжения той жестокой реальности, которую несла с собой война. Нужна была компенсация психологическим перегрузкам. Жажда мира, подкрепленная верой, что жизнь после войны быстро будет меняться к лучшему, сохранялась на протяжении первых послепобедных лет. Надежда на лучшее и питаемый ею оптимизм задавали ударный ритм началу послевоенной жизни, создавая особую – послепобедную атмосферу. Все переживали трудности, но духом не падали. Главное – война была позади. Эмоциональный подъем народа, стремление приблизить своим трудом по-настоящему мирную жизнь позволили довольно быстро решить основные задачи восстановления.

Страницы: 1 2 3 4

Экономическая реформа
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 ...

Жириновский считает Россию ответственной за крушение самолета Качиньского
14.04.2010 Лидер российской партии ЛДПР Владимир Жириновский выступил на пленарном заседании Госдумы РФ и заявил, что ответственность за крушение Ту-154 под Смоленском несет Россия. По словам депутата, встречающая сторона должна была сделать все, чтобы катастрофы не произошло. "Если мы позволяем сади ...