Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.
Страница 3


История » Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке » Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Была полностью восстановлена сеть музеев. Заново создавались разрушенные фашистами музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, музеи П.И.Чайковского в Клину и Н.А.Римского-Корсакова в Тихвине, дом-музей А.С.Пушкина в селе Михайловском, музей М.Ю.Лермонтова в Пятигорске, музеи И.С.Никитина и краеведческий в Воронеже, памятные места Н.В.Гоголя и Т.Г.Шевченко на Украине и др. Открылись новые музеи в Москве – музей М.И.Калинина, музей-усадьба художника А.М.Васнецова; в Ленинграде – музей истории Ленинграда и многие другие. В 1950 году в стране насчитывалось 937 музеев, которые посетило 27 млн. человек [98].

Развивалось книжное дело, увеличивались тиражи газет и журналов. В 1950 году в СССР выходили около 8 тыс. газет с годовым тиражом 7 млрд. экземпляров, 1 408 журналов с годовым тиражом 181 млн. экз. [99].

В конце четвертой пятилетки в СССР работало свыше 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств. Из них около 80 выпускали литературу на языках народов СССР. Миллионными тиражами печатались произведения русских и зарубежных классиков. В 1950 году тираж изданных книг составил 821 млн. экз. – почти в 2 раза больше, чем в 1940-м [100].

Серьезное внимание уделялось развитию радиовещания. Уже в 1946 году полностью было восстановлено и расширено на новой технической основе местное радиовещание. Оно велось в республиканских, краевых и областных центрах, а также в 300 городах и районах страны. В 1946-1947 годах вступили в строй новые радиостанции в Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Кишиневе, Львове и других городах. В 1950 году в СССР насчитывалось свыше 11 млн. радиоприемных точек [101].

Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950 году – уже около 15 тысяч [102]. После войны возобновили регулярные передачи телевизионных программ телецентров в Москве и Ленинграде. В 1951 году вступил в строй телецентр в Киеве, началось строительство телевизионных станций в Минске, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Вильнюсе, Риге, Таллине, Свердловске, Харькове и других городах. Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950-м году – уже около 15 тыс.

Была полностью восстановлена сеть театров и построены новые театральные здания: Новосибирский театр оперы и балета, театры в Калинине и Брянске; началось строительство драматических театров в Севастополе, Сталинграде, Нижнем Тагиле и оперных театров в Казани, Челябинске и других городах. Значительно расширилась киносеть. В 1950 году работало 42 тысячи киноустановок, в том числе более 32 тысяч в сельской местности [103].

Популярным видом искусства, вполне доступным массам, стал кинематограф, который в 1946-1950 годы занял особое место в культурной жизни советского общества. Предпочтение отдавалось историко-биографическим фильмам: «Пирогов» - режиссера Казанцева, «Академик Иван Павлов» - Рошаля, лентам о войне: «Падение Берлина», «Клятва», «Сталинградская битва». В эти годы вышли фильмы «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика». Каждый новый фильм был событием, люди смотрели их по нескольку раз [104].

Местом проведения досуга в городах стали кинотеатры, где шли "трофейные" и советские довоенные фильмы. Уставшие от войны люди от души радовались приключениям "Веселых ребят", пиратов, ковбоев, влюблялись под "Девушку моей мечты". Необычайно популярен был фильм "Тарзан" с Джонни Вайсмюллером в главной роли. По всей стране, в рощах и парках, подражая Тарзану, мальчишки с дикими воплями и криками пытались перемещаться по деревьям, нанося немалый ущерб природе и получая ушибы и увечья. Стены и подъезды были расписаны таинственными "знаками Зорро". Из отечественных фильмов первый ряд популярности занимает комедия «Кубанские казаки», побившая все рекорды в послевоенном кинопрокате [105]. Фильм рассказывал о жизни послевоенной деревни – радостной, веселой, полной изобилия. Ничего подобного в действительности, конечно, не было, за что впоследствии фильм подвергался резкой критике. Но критика не учитывала одного обстоятельства: у этого фильма-сказки была своя правда, передающая дух того времени: людям хотелось верить, что так и будет, и что будет много всего – чего захочешь, поэтому нарядные актеры, поющие песни, не выглядели в их глазах издевкой.

Во время войны и в первые послевоенные годы в библиотеках отмечался рост спроса на литературу приключенческого жанра, и даже сказки. С одной стороны, подобный интерес обьяснялся изменением возрастного состава работников, пользующихся библиотеками: за время войны на производство пришли подростки (на отдельных предприятиях они составляли от 50 до 70% занятых) [106]. После войны читательскую аудиторию библиотеки приключений пополнили молодые фронтовики, процесс интеллектуального роста которых прервала война и которые в силу этого после фронта вернулись к юношескому кругу чтения. Но есть и другая сторона этого вопроса: рост интереса к такого рода литературе и кинематографу был своеобразной реакцией отторжения той жестокой реальности, которую несла с собой война. Нужна была компенсация психологическим перегрузкам. Жажда мира, подкрепленная верой, что жизнь после войны быстро будет меняться к лучшему, сохранялась на протяжении первых послепобедных лет. Надежда на лучшее и питаемый ею оптимизм задавали ударный ритм началу послевоенной жизни, создавая особую – послепобедную атмосферу. Все переживали трудности, но духом не падали. Главное – война была позади. Эмоциональный подъем народа, стремление приблизить своим трудом по-настоящему мирную жизнь позволили довольно быстро решить основные задачи восстановления.

Страницы: 1 2 3 4

Историко-культурное значение Георгиевского собора
В наше время собор стал музеем. Внутри него устроен лапидарий - коллекция камней, оставшихся после ермолинской реставрации, раз­ложенная на специальных постаментах и на полочках. В со­ставе этой коллекции много резных камней, относящихся не только к собору, но и к каким-то другим современным ему зданиям бо ...

Реформы в области культуры и быта
Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые ...