Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.Страница 4
Исстрадавшимся после войны людям было нужно то, ради чего они ковали победу над врагом. «Радость наша была больше горя, а жизнь сильнее смерти и громче любой тишины людская песня» - писал в майские дни 1945 года Л.Леонов [107].
В первые послевоенные годы развивалось советское искусство и литература. В это время наряду с признанными мастерами слова М.Шолоховым, А.Твардовским, К.Паустовским появляются новые имена: Б.Полевой, К.Ваншенкин, А.Межиров. Особенностью послевоенной поэзии является то, что она не спешила расстаться с темой войны. Выступая на Х Пленуме правления Союза советских писателей (май 1945 года), П.Антокольский утверждал: «Отечественная война в поэзии еще не кончилась: в поэзии она продолжается и как тема, и как внутреннее обязательство» [108]. Еще в годы войны в советской литературе получил широкое распространение жанр поэмы, а с мая 1945 по 1950 годы увидело свет около двухсот произведений этого жанра. Родился новый вид поэмы – «послевоенная поэма». К таким относятся «Дом у дороги» А.Твардовского, «Твой путь» О.Берггольц, «Твоя победа» М.Алигер, «Вчера была война» М.Дудина. Авторы перечисленных произведений утверждали, что победа завоевывалась не только в боях, труде, но и в нравственном противостоянии силам войны:
Нет, мы сражались не с одним врагом,
не только с немцем, сильным, всеоружным, -
со всем, что было мелкого кругом,
со всем пустым и лживым и бездушным.
( «Твоя победа» М.Алигер) [109]
После войны появляется много замечательных патриотических произведений. В них проходит мысль о том, что жизнь неистребима, что она торжествует над страданиями и смертью. В них отражается философское осмысление войны, которое произошло спустя некоторое время после ее окончания:
Какой маньяк посмел подумать только,
что ты покорной будешь хоть на миг?
Россия – удаль гоголевской тройкой,
Россия – музы пушкинской язык.
(В.Жуков, 1945 год). [110]
С темой войны были связаны выдающиеся произведения советской литературы – «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Взятие Великошумска» и «Русский лес» Л.Леонова, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Василий Теркин» А.Твардровского и многие другие.
Огромную популярность в нашей стране и за рубежом приобрела «Повесть о настоящем человеке» (1946 год) Б.Полевого. Фильм, поставленный по ней, пользовался всенародной любовью.
В повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 год) события показаны глазами непосредственного участника боев – командира батальона, в недавнем прошлом – молодого архитектора Керженцева. Изложение ведется автором от первого лица, в этой коллизии солдатских будней – сила и правда, трагизм истории, вера в победу.
В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» (1945 год) раскрывается самоотверженная борьба советской молодежи против немецких захватчиков.
В поэме Твардовского «Дом у дороги» (1946 год) изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, захваченной при отступлении врагом. В том же 1946 году Твардовский издает свой подлинный шедевр – «Я убит подо Ржевом» – стихотворение-реквием, в котором погибший солдат из могильного мрака с тревогой вопрошает живых о судьбах спасенного им мира.
Военной теме посвящены повести «Звезда» Э.Казакевича, «Зеленый луч» Л.Соболева, «Балтийское небо» Н.Чуковского, «За правое дело» В.Гроссмана.
В ряде произведений послевоенного времени говорилось, что человек воюет ради того, чтобы вернуться к утраченному «золотому берегу» довоенного счастливого мира и уже никогда его не покинуть. «В окопах все рисовалось нам в романтических, идиллистических красках, – признался однажды С.Викулов. – Оглохшие от взрывов бомб и снарядов, от грохота пушек, мы представляли себе послевоенное счастье в виде тихого домика над речкой с распахнутыми в зелень окошками, с грядками в огороде, с черемухами в цвету» [111].
«И рядом – безрассудный, усталый сон человека, завернувшегося в мокрую шинель, в залитом водой окопе. Сон о мире, в котором вдруг тихо, и голуби летят со стадиона после забитого в ворота мяча. И на стадионе сидят все живые, все, как до войны. Никто не убит, никто не умер .» - это слова К.Симонова [112].
Как ни тяжелы были послевоенные годы, жизнь шла своим чередом, всегда оставалось пространство для личной жизни, счастья, радости труда, творчества, не иссякал спасительный народный юмор, рождались анекдоты, частушки. Культурная жизнь постепенно налаживалась. Возвращались из эвакуации и открывались театры, музеи, библиотеки, учебные заведения. Люди стремились наверстать упущенное в годы войны.
Большое развитие получила художественная самодеятельность. В начале 50-х годов насчитывалось 360 тысяч кружков и коллективов, в которых участвовало более 5 млн. человек [113].
Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что в послевоенное пятилетие были очевидны успехи в восстановлении учреждений образования, науки, культуры, искусства, часто их восстановление приобретало формы народно-патриотического движения; стали развиваться новые виды массовой культуры (кинотеатры, радиовещание); появились новые художественные произведения, ставшие известными не только в нашей стране. Т.е. советскому руководству удалось привести в жизнь запланированные мероприятия.
Тоталитарный социализм. Восточная Европа после второй мировой войны.
Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное ...
Периодизация древнейшей истории
Первый этап в развитии человечества – первобытно – общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различия ...