Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.
Страница 2


История » Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке » Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Острый дефицит кадров и имевшийся у многих фронтовой опыт были хорошими условиями для быстрого карьерного роста. Поколение послевоенных студентов наиболее быстро продвигалось по служебной лестнице, заняв почти сразу же после окончания институтов довольно высокие посты. Их карьерному росту также способствовало возникновение в вузах системы аспирантуры, научно-исследовательских подразделений. Продолжение образования и занятия наукой становились одними из самых престижных видов деятельности.

В 1946 году по госбюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 – 2,3 млрд., а в 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд.). В 1946 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в

Министерство высшего образования СССР, а в 1950 году в ЦК ВКП(б) был организован отдел науки и высших учебных заведений [88].

Рассмотрим, как развивалась в послевоенные годы советская наука. В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на нее, в 2,5 раза превысив расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР [89].

В 40-е – начале 50-х годов советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они в основном были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи государства. В 1949 году в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В послевоенные годы значительные успехи были достигнуты в физике полупроводников, биофизике, биохимии, радиационной биологии, изучении люминесценции; велись интенсивные исследования в области полупроводников, средств механизации и автоматизации [90].

Изменилось также состояние здравоохранения и медицины. Медицинские учреждения восстанавливались уже в годы войны по мере изгнания врага. Но особенный размах восстановительные работы приобрели с окончанием войны. Участие в восстановлении медицинской сети нередко принимало формы широкого народного движения.

Поскольку война изменила характер заболеваемости людей, медицинскую сеть приходилось восстанавливать с учетом происшедших изменений. По сравнению с 1940 годом к началу 50-х годов на 35,4 % увеличилась коечная сеть в хирургических больницах, на 70 % - в терапевтических, вдвое – в туберкулезных и кожно-венерологических, на 30 % - в инфекционных, более чем в 10 раз – в онкологических. Увеличилась также сеть родильных домов, гинекологических и глазных лечебниц [91]. С 1945 года по 1950-й были восстановлены разрушенные санатории и появились 232 новые здравницы для взрослых и детей [92].

Уделялось большое внимание подготовке и переподготовке медицинских кадров. Уже в 1946 году сеть медицинских институтов, существовавшая до войны, была полностью восстановлена.

В 1947 году в СССР работало 74 медицинских вуза, в которых обучалось 123 тысячи студентов, в то время как до войны было 72 вуза с контингентом студентов 115 тысяч [93]. Почти все медицинские институты расширили свою материальную базу, построили новые учебные корпуса, клиники, студенческие общежития. В целях повышения квалификации врачей медицинские институты начали с 1945 года переходить на 6-летний срок обучения. Создавались новые учебники по различным разделам медицины [94].

Из года в год в стране росло число медицинских работников. В целом по СССР в 1950 году насчитывалось 265 тысячи врачей против 155 тысяч в 1940-м. Расширена была сеть лечебных заведений и улучшено медицинское обслуживание населения. Количество больничных коек в 1950-м году увеличилось по сравнению с 1940-м годом на 23 % (в 1950 году их общее число по СССР составило 1010,7 тыс. по сравнению с 791 тыс. в 1940-м году), в 1,5 раза возросло число детских и женских консультаций, на 80 % увеличилось количество врачей. Восстановлена и расширена была сеть санаториев [95]. Т.е. проведены были меры, значительно улучшившие ситуацию.

В послевоенное пятилетие восстанавливались культурно-просветительские учреждения. Так, за 1946-1950 годы была восстановлена и превышена их довоенная сеть. Планом четвертой пятилетки ставилась задача иметь в каждом краевом и областном центре дом народного творчества, краевую или областную библиотеку, лекционное бюро; в районных центрах – районную библиотеку, лекторскую группу, Дом культуры и в каждом селе – избу-читальню или клуб и библиотеку [96].

В результате проведенных в годы первой послевоенной пятилетки мероприятий вся сеть культурно-просветительских учреждений была восстановлена и даже расширена. В 1950 году в СССР имелось 125,4 тысячи клубов, Дворцов и Домов культуры, изб-читален против 118 тысяч в 1940 году. Число всех библиотек в начале 1951 года составило 351 тысячу. Они располагали 714 млн. книг (в 1941 году насчитывалось 277 библиотек с фондом 527 млн. книг) [97].

Страницы: 1 2 3 4

Греческая цивилизация
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой ци ...

От Руси древней до империи Российской
НИКОЛАЙ II (Николай Александрович Романов) (19.05.1868-17.07.1918), русский царь, российский император, мученик, сын царя Александра III. Воспитание и образование Николай II получил под личным руководством своего отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских условиях. Преподавание предметов вел ...