Петровские реформы.
Страница 3


История » Петр Великий » Петровские реформы.

Версия о реальности измены царевича вызывает глубочайшие сомнения большинства историков. Слабый и безвольный, он вряд ли мог замыслить нечто серьезное, однако его имя пыта­лись использовать враги Петра. Был заговор, где немаловажную роль играли А. Кикин, бывший денщик Петра, ростовский мит­рополит Досифей. Пыталась «предложить поддержку» и Авст­рия. «Дело царевича» выявило недовольство политикой Петра во властных кругах. Это недовольство, впрочем, не шло дальше разговоров, осуждавших войну, налоги, разрушение традиций. В те годы такие беседы считались изменой и могли караться смертью, но в результате пострадали лишь незначительные поли­тические фигуры да вечно сомневавшийся во всем Алексей. Отметим, что к 1715 г. у Петра родились наследники от любимой жены, что также сказалось на судьбе старшего сына.

По «Уставу о наследовании престола», принятому в 1722 г., император сам назначал наследника. Интересно, что этим власть царя, на первый взгляд возраставшая до предела, оказалась уре­занной — на протяжении всего века правило практически не действовало.

Церковные преобразования.

Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Пра­вославной церкви были весьма прочными: она со­хранила административную, финансовую и судеб­ную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675—1690 гг.) и Адриан (1690—1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «анти­церковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиоз­ных церемониях и уже не столь регулярно общает­ся с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первона­чально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение об­ширных государственных программ, прежде все­го — на строительство флота. Церковные иерар­хи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом от­ношении. Разделяя новейшие европейские взгля­ды, царь хотел сделать церковь орудием про­свещения, а заодно — лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчи­нить своей власти.

После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущест­ва Патриаршего дома. Воспользовавшись выявлен­ными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место- блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был| возведён не какой-либо русский церковный дея­тель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое вре­мя существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собствен­ностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.

Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общест­ва, Пётр повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Петр прямо назвал монахов тунеядцами, отлыниваю­щими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и

нищих), за которыми они ухаживают.

Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Фео­фан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент.

Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления цер­ковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот ваш булатный патриарх». Естественно, что после столь

Страницы: 1 2 3 4 5

Классификация и характеристика архивных источников
Источниковедческой базой исследования являются не только сборники документов, но и сведения, извлеченные из 6 дел 5 фондов архива города Кокшетау. Это материалы Центрального государственного архива Республики Казахстан, Фонда Президента Республики Казахстан, Архива Карлага, Отдела Комитета по правовой стати ...

Императрица – государыня.
В ноябре 1723 г. Петр издал манифест о короновании своей супруги, ссылаясь на обычаи византийских императоров и монархов христианских государств. Как рассказывал позднее архиепископ Феофан Прокопович, накануне церемонии коронации Петр Великий говорил ему и другим высшим сановникам, что возводит супругу на п ...