Петровские реформы.
Страница 3


История » Петр Великий » Петровские реформы.

Версия о реальности измены царевича вызывает глубочайшие сомнения большинства историков. Слабый и безвольный, он вряд ли мог замыслить нечто серьезное, однако его имя пыта­лись использовать враги Петра. Был заговор, где немаловажную роль играли А. Кикин, бывший денщик Петра, ростовский мит­рополит Досифей. Пыталась «предложить поддержку» и Авст­рия. «Дело царевича» выявило недовольство политикой Петра во властных кругах. Это недовольство, впрочем, не шло дальше разговоров, осуждавших войну, налоги, разрушение традиций. В те годы такие беседы считались изменой и могли караться смертью, но в результате пострадали лишь незначительные поли­тические фигуры да вечно сомневавшийся во всем Алексей. Отметим, что к 1715 г. у Петра родились наследники от любимой жены, что также сказалось на судьбе старшего сына.

По «Уставу о наследовании престола», принятому в 1722 г., император сам назначал наследника. Интересно, что этим власть царя, на первый взгляд возраставшая до предела, оказалась уре­занной — на протяжении всего века правило практически не действовало.

Церковные преобразования.

Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Пра­вославной церкви были весьма прочными: она со­хранила административную, финансовую и судеб­ную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675—1690 гг.) и Адриан (1690—1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «анти­церковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиоз­ных церемониях и уже не столь регулярно общает­ся с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первона­чально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение об­ширных государственных программ, прежде все­го — на строительство флота. Церковные иерар­хи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом от­ношении. Разделяя новейшие европейские взгля­ды, царь хотел сделать церковь орудием про­свещения, а заодно — лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчи­нить своей власти.

После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущест­ва Патриаршего дома. Воспользовавшись выявлен­ными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место- блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был| возведён не какой-либо русский церковный дея­тель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое вре­мя существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собствен­ностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.

Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общест­ва, Пётр повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Петр прямо назвал монахов тунеядцами, отлыниваю­щими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и

нищих), за которыми они ухаживают.

Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Фео­фан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент.

Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления цер­ковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот ваш булатный патриарх». Естественно, что после столь

Страницы: 1 2 3 4 5

Кодификация российского законодательства
Деятельность II Отделения по проведению кодификации законодательства и непосредственно работу М. М. Сперанского император поставил под личный контроль. Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу М. М. Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свод ...

Внешняя торговля в период средневековья
В V-XV вв. в структуре экономики особое место занимала внешняя торговля, преимущественно оптовая и транзитная. В раннее средневековье в этой области лидировали восточные страны, особенно Китай. С XI в. центр мировой торговли вновь перемещается в Средиземное море, где первенство начинают удерживать итальянск ...