Петровские реформы.Страница 3
Версия о реальности измены царевича вызывает глубочайшие сомнения большинства историков. Слабый и безвольный, он вряд ли мог замыслить нечто серьезное, однако его имя пытались использовать враги Петра. Был заговор, где немаловажную роль играли А. Кикин, бывший денщик Петра, ростовский митрополит Досифей. Пыталась «предложить поддержку» и Австрия. «Дело царевича» выявило недовольство политикой Петра во властных кругах. Это недовольство, впрочем, не шло дальше разговоров, осуждавших войну, налоги, разрушение традиций. В те годы такие беседы считались изменой и могли караться смертью, но в результате пострадали лишь незначительные политические фигуры да вечно сомневавшийся во всем Алексей. Отметим, что к 1715 г. у Петра родились наследники от любимой жены, что также сказалось на судьбе старшего сына.
По «Уставу о наследовании престола», принятому в 1722 г., император сам назначал наследника. Интересно, что этим власть царя, на первый взгляд возраставшая до предела, оказалась урезанной — на протяжении всего века правило практически не действовало.
Церковные преобразования.
Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675—1690 гг.) и Адриан (1690—1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «антицерковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего — на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.
После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом отношении. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно — лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчинить своей власти.
После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место- блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был| возведён не какой-либо русский церковный деятель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое время существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.
Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общества, Пётр повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Петр прямо назвал монахов тунеядцами, отлынивающими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и
нищих), за которыми они ухаживают.
Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент.
Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот ваш булатный патриарх». Естественно, что после столь
Классификация и характеристика архивных источников
Источниковедческой базой исследования являются не только сборники документов, но и сведения, извлеченные из 6 дел 5 фондов архива города Кокшетау. Это материалы Центрального государственного архива Республики Казахстан, Фонда Президента Республики Казахстан, Архива Карлага, Отдела Комитета по правовой стати ...
Императрица – государыня.
В ноябре 1723 г. Петр издал манифест о короновании своей супруги, ссылаясь на обычаи византийских императоров и монархов христианских государств. Как рассказывал позднее архиепископ Феофан Прокопович, накануне церемонии коронации Петр Великий говорил ему и другим высшим сановникам, что возводит супругу на п ...