Пол Робин Кругман
Страница 2


Существуют два направления новаторских разработок, фигурирующих под названием "новая международная экономика". Во-первых, это позитивные теории международной торговли, принимающие во внимание внутреннюю экономию от масштаба и фактор монополистической конкуренции, интегрируя их в структуру моделей общего равновесия. Хотя вряд ли можно утверждать, что рассмотрение экономии от масштаба является чем-то новым в теории международной торговли: действительная его новизна заключается в одновременном учете экономии от масштаба и монополистической конкуренции в формальных рамках анализа общего равновесия. Это обстоятельство привело к интеграции между теорией международной торговли и теорией отраслевых рынков. Результаты такой интеграции обобщены П. Кругманом и Э. Хелпманом в совместной монографии "Рыночная структура и международная торговля" (1985). Во-вторых, есть теории, в которых делается акцент на олигополистической структуре рынков и стратегических взаимодействиях между фирмами. Согласно этим теориям, государственная политика, связанная, например, с использованием экспортных субсидий и тарифов, может обеспечивать перераспределение прибыли от иностранных фирм к их конкурентам внутри страны, тем самым гарантируя государству чистый выигрыш. По этой проблематике выделяются две всеохватывающие книги П. Кругмана - "Стратегическая торговая политика и новая международная экономическая теория" (1986) и "Торговая политика и структура рынка" (1989, совместно с Э. Хелпманом).

Действительно новым вкладом в теорию торговой политики является учет олигополии и стратегических взаимодействий между частными фирмами, а не между правительствами. В таком контексте ключевая модель впервые была предложена Дж. Брэндером и Б. Спенсером в 1985 г. Эта модель и обсуждение ее ограничений представлены в кругмановской книге "Торговая политика и структура рынка". Коротко суть этой модели такова: две фирмы - отечественная и иностранная - конкурируют на рынке "третьей" страны, сбывая товар, который не продается на собственных рынках их государств. Модель можно расширить путем учета потребления на внутреннем рынке, что и было сделано в ряде трудов, однако это только усложняет анализ, не изменяя главных выводов. Количество фирм фиксированно, то есть новые фирмы не могут входить на рынок, будучи привлеченными высокими прибылями. Модель формулируется таким образом, что единственным фактором, имеющим значение для национального благосостояния обеих стран, является прибыль обеих фирм, за минусом субсидий или налогов. В обоих государствах заработная плата и (на первой стадии анализа) прибыль до налогообложения являются фиксированными. Цель национальной политики заключается в том, чтобы перераспределить прибыль от иностранной фирмы к отечественной, хотя при этом может параллельно происходить перераспределение дохода от налогоплательщиков данной страны к собственникам отечественных фирм. Объем рынка комбинированного производства является фиксированным; потребители конкурируют между собой. Правительство "третьей" страны удерживается от вмешательства. Чем больше производство одной фирмы, тем меньше прибыль другой.

Ключевая предпосылка для простейшей версии модели заключается в том, что две фирмы играют "по Курно" (суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма расценивает объем производства своего конкурента как постоянный, а затем принимает собственное решение об объеме производства). На основе математических уравнений и соответствующего графического изображения учеными была смоделирована взаимозависимость изменения общего спроса на товар на рынке "третьей" страны, предельной выручки и прибыли каждой фирмы, а также выдвинут тезис, согласно которому предоставление экспортной субсидии отечественной фирме приведет к установлению оптимального отечественного производства. Ученые выяснили значимость модели в рамках традиционной теории торговли. Они рассмотрели традиционный аргумент в пользу протекционизма, который построен на концепции условий торговли и который можно интерпретировать как доказательство в поддержку введения налога на экспорт.

Известно, что налог на торговлю не эффективен по Парето с общемировой (но не с национальной) точки зрения при условии наличия совершенной конкуренции и при отсутствии внутренних искажений, не скомпенсированных соответствующими субсидиями или налогами. Рассматривая случай, в котором иностранное правительство не осуществляет вмешательства, следует обратить внимание на одно обстоятельство, выдвинутое на первый план в книге П. Кругмана и Э. Хелпмана "Торговая политика и структура рынка". Если количество отечественных фирм превышает 1, то аргументы в пользу налога на экспорт вновь набирают силу. Отечественные фирмы конкурируют друг с другом и порождают друг для друга отрицательную внешнюю экономию, снижая цену, по которой каждая из них торгует на рынке "третьей" страны. Как следствие, становится целесообразным до известной степени ограничить их деятельность в сфере экспорта. Это с точностью отвечает традиционному аргументу в пользу протекционизма, построенному на концепции условий торговли. Чем больше количество отечественных фирм, тем ближе модель отвечает условию совершенной конкуренции и стандартной формуле оптимального тарифа или налога на экспорт. Как отмечают авторы, в модели с несколькими отечественными и иностранными фирмами, каждая из которых играет "по Курно", можно сформулировать вывод в пользу налога на экспорт или экспортной субсидии.

Страницы: 1 2 3 4 5