Грабительская политика Ост-Индскои компании
Страница 7


История » Индия эпохи Моголов » Грабительская политика Ост-Индскои компании

Важным событием в экономической истории Индии явилось строительство железных дорог. Агентура английского империализма и сейчас относит их сооружение за счет добродетелей британского колониализма. Однако на самом деле такие дороги создавались исключительно для усиления эксплуатации Индии, разграбления ее богатств. Чтобы господствовать над огромной страной, надо было создать транспортную систему, позволяющую быстро перебрасывать войска на дальние расстояния. Между тем первобытное бездорожье Индии затрудняло концентрацию в нужном месте даже пехоты, а тем более артиллерии. Поэтому ставилась задача скрепления колониального режима стальными рельсами.

Вместе с тем строительство железных дорог в Индии мотивировалось экономическими интересами английских колонизаторов. Торговая эксплуатация многомиллионного народа была невозможна без транспортной системы, удовлетворяющей современным требованиям.

В 1853 г. Маркс, подчеркивал, что «английская промышленная буржуазия в своем стремлении покрыть Индию железными дорогами руководствуется исключительной целью удешевить доставку хлопка и других сырых материалов, необходимых для ее фабрик».

Однако колониальные условия сказывались и в этой области. Дороги обходились очень дорого, так как чиновники и специалисты получали огромные оклады. 1 миля пути обходилась в 18 тыс. ф. ст. вместо запроектированных 8 тыс. Строительство опиралось на зверскую эксплуатацию рабочей силы. Линии прокладывались без учета интересов местного населения, часто перекрывались естественные водостоки. Начиналось заболачивание обширных территорий. Первые дороги оказывались нерентабельными, и властям приходилось давать гарантии частному капиталу относительно уровня дивидендов (в 4,5—5%). Часть расходов по строительству относилась за счет князей, колониальной администрации. В результате национальный долг Индии вырос с 9,8 млн. ф. ст. до 13,4 млн.

Экономические последствия железнодорожного строительства оказались огромными. Стальные щупальца английского колониализма охватывают Индию, проникают в отдаленные уголки ее. Торговая эксплуатация получает более прочную базу и расширяется до невозможных ранее масштабов. Разграбление Индии пошло ускоренными темпами.

В середине XIX в. в Индии начался промышленный переворот. Предпосылки для него были созданы прогрессирующим процессом разложения феодализма. Массовая экспроприация крестьянства продолжалась целые века и создавала необходимые резервы рабочей силы. Вовлечение пауперов в систему фабричного производства приводило к формированию рабочего класса. Процессы первоначального накопления капитала развивались в Индии с давних пор. Купцы и ростовщики активно участвовали в экспроприации крестьянства. В руках индийской буржуазии собирались крупные капиталы. Правда, многие из них тратились на покупку земли и поддержание оброчной эксплуатации крестьянства или застревали в сфере обращения. В Индии, как и в Японии, Китае, России, часто наблюдалось «омертвение капиталов». Но все-таки возникали мануфактурные предприятия, и капитал находил применение в промышленности. Экспансия колониализма оказала противоречивое влияние на экономическое развитие. С одной стороны, наблюдалась консервация феодальных отношений, особенно в сельском хозяйстве.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

С победой во Францию
Весть о капитуляции Германии настигла авиаполк “Нормандия—Неман” на берегу Бал­тийского моря, в небольшом городке Эльблонге (Эльбинге). Глава французской военной миссии в СССР генерал Пети, который принимал самое деятельное участие в создании “Нормандии” и переживал все ее радости и неудачи, прислал в полк ...

Национализация
В.И. Ленин считал, что новый социалистический строй предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению национализации земли и ее недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле. Частная собственност ...